Когда в Японии приходит осень, во всех японских школах наступает пора школьных фестивалей. Те, кто смотрит аниме должны знать, что это за мероприятия. На одни выходные, школа открывает свои двери всем желающим, а ученики разных классов, устраивают различные развлекательно-образовательные мероприятия. Кто-то, например, кафе, а кто-то дом с приведениями. Все школьные кружки, как спортивные, так и "культурные" демонстрируют чем они занимаются и чему их члены научились за год. Выбору тематики для каждого класса предшествуют жаркие дискуссии в студенческом совете, а когда тема выбрана и утверждена, ребята самостоятельно изготовляют реквизит и прочее. Хотя, если школа богатая, она организует помощь со своей стороны в выделении реквизита. Фестивали проводятся как в старших, так и средних школах, однако если в старшую школу в эти дни может прийти любой желающий, то средние зачастую ограничиваются "только для учеников и их родителей". Исключения есть и особенно выделяются те, школы, которые имеют объединённые классы в одном здании. Одной из таких школ является "Средняя и старшая школы Японского Университета".
О некоторых (4 из 24) - Почему японские студенты не очень серьёзно занимаются в университете
В феврале в Японии начитаются вступительные экзамены в университеты и школы повышенной ступени. Как известно, у нас в стране обязательное образование состоит из двух ступеней: начальная школа (6 лет) и средняя школа (3 года). Тем, кто после окончания средней школы хочет продолжать учиться, обычно надо сдавать вступительные экзамены в школу повышенной ступени, а затем в университет. В Японии до сих пор принята система пожизненного найма, и большинство японцев хочет получить работу в крупной фирме. Но туда обычно принимают выпускников из первоклассных университетов в качестве будущих кандидатур в руководство фирмы. Пожалуй, можно сказать, что в Японии, для того чтобы всю жизнь жить спокойно, надо закончить один из таких университетов.
Многие родители хотят, чтобы их дети поступили в известные университеты, потому сейчас очень трудно поступить туда. Говорят, что в Японии лучшим университетом является Токийский государственный университет и там учатся лучшие студенты. Есть ещё несколько университетов, в которые поступить также черезвычайно трудно.
Для того чтобы поступить в эти известные университеты, надо упорно и очень долго готовиться к вступительным экзаменам. Считается, что если хочешь поступить в один из таких университетов, лучше учиться в хорошей школе повышенной ступени. Престиж школы зависит от того, сколько её выпускников поступает в первоклассные университеты. Конечно, поступить в такие школы тоже очень трудно. Разумеется, надо основательно готовиться к вступительным экзаменам и начинать эту подготовку как можно раньше. Поэтому есть дети, которые поступают не в районные школы, а в государственные средние школы или частные средние школы при так называемых хороших школах повышенной ступени. Сейчас в Японии из-за большой конкуренции на вступительных экзаменах значительно увеличилось число частных репетиторских школ. Уже в начальной школе немало школьников средних классов и большинство старшеклассников начитают посещать такие школы. Всех детей, которые учатся в этих школах, можно разделить на три группы. Некоторые дети занимаются здесь, потому что им трудно учиться в обычной школе. Другие, чтобы поступить в частные средние школы. Третьи посещают занятия, чтобы поступить в хорошие школы повышенной ступени и затем сдать вступительные экзамены в известные университеты. Сейчас нельзя говорить о японском образовании, не упоминая частных репетиторских школ.
Даже есть дети, которые для поступления в известные университеты серьёзно занимаются в частных репетиторских школах примерно с трёх лет. Сразу после уроков обычной школы эти дети отправляются в частные репетиторские школы. Возвращаются они оттуда поздно вечером, ужинают одни и потом начинают готовиться к урокам, иногда до глубокой ночи. У них почти нет времени поиграть с друзьями во дворе. Они считают занятия в обычной школе временем отдыха от подготовки к вступительным экзаменам. Говоря, что это положение ненормальное, немало людей призывают к изменению системы вступительных экзаменов. Но пока эта проблема не решена.
Некоторые родители также считают такое положение неудобным и хотят, чтобы их дети поступили в частные школы при известных университетах. Дело в том, что если поступишь в частную начальную школу при частном университете, можешь поступить в университет без всяких вступительных экзаменов и будешь наслаждаться студенческой жизнью. Называют эти школы при частных университетах «эскалаторными школами». Конечно, их очень мало. Поэтому, хотя примерно с трёх лет надо готовиться к экзаменам, туда может поступить лишь несколько детей из богатых семей.
Так как сдать вступительные экзамены в известные университеты очень трудно, абитуриенты обычно сдают экзамены одновременно в разные университеты. Есть те, кто сдаёт более 10 экзаменов. Если сдашь вступительные экзамены, это хорошо. Но если не сможешь выдержать экзамен, что делать? Молодёжь, которая не сдала вступительный экзамен в университеты, обычно едет учиться в подготовительные частные школы и вновь начинает упорно готовиться к экзаменам. Теперь вы понимаете, почему японские студенты не очень серьёзно занимаются в университете.
существует очень большая сеть государственных и частных школ. Одни школы, как это так же могли видеть в аниме, занимают небольшое старое здание, в других же учатся отпрыски богатых семей, а задния похожи на дворцы.
Средняя и старшая школы Японского Университета относится, на мой взгляд, к разряду богатых школ. Четрые корпуса, пять этажей, собственные концертный, борцовский, фехтовальный, и спортивные залы, бассейн, футбольное поле выделяют её на фоне большинства школ. Школа имеет 80-ти летнюю историю и является подготовительным учебным заведением Японского Университета.
Фестиваль (по-японски бункасай) приходил два дня - субботу и воскресенье, от ближайшей железнодорожной станции до школы ходит бесплатный автобус, а начинался он в девять утра и до половины четвёртого. Входящим выдавали напечатанную полноцветную брошюрку, где после приветственных слов директора и президента студ.совета, шло расписание мероприятий и аннотации, карта школьных помещений и другая полезная информация. А на школьном дворе царила именно так атмосфера, которую я видел неоднократно в аниме - лавки готовящие еду, толпы учеников, звонкий смех.
Походив сперва по спортивным мероприятиям, из которых доставило девчачье кендо. Как вы может знаете, в кендо принято "озвучивать" удары голосом. Так вот одновременные вопли десятка японских школьниц очень напоминают мяуканье хором десяти кошек. Такой ржач! Посмотрев, я отправился по классам. Школьные коридоры были ярко украшены плакатами, шариками, бумажными лентами. Ученики каждого класса были в фирменных футболках (вот, они результаты богатства школы), ходили и зазывали к себе. На меня никто не таращился и не удивлялся. Общение шло нормально - я ожидал какого-нить школьного слэнга или обилия молодёжных форм, но все было понятно. Откровенно говоря,я больше участвовал, чем фотографировал т.ч. кадры, что вы увидите ниже сделаны, что называется "на ходу", без поиска красивых ракурсов.
Практически все классы, за исключением технических, кафе и дома с приведениями, организовали нечто-то вроде конкурса с призами. На входах ребята принимали плату за участие - 50 йен, выдавали бумажку и ты шёл на несколько различных конкурсов, по итогам которых ставились баллы, а в конце выдавали небольшой приз. Те кто набрал мало - конфету, красивый ластик или брелок, а те кто побольше мягкую игрушку, набор ручек и т.п.
Конкурсы были самые разнообразные. Например известная игра "поймай крота". Как видите, внутри большой коробки прячутся дети, высовывают в дырки мягкие игрушки, а ты должен успеть попасть молоточком.
Или необходимо кидать мячик, сбивая различные предметы, стрелять присоской из пистолета по мишеням, сбивать бумажки струёй воды, катать мяч как в боулинге, только вместо кеглей пластиковые бутылки с водой.
Была популярна и "угадайка" - на ощупь нужно опознать предмет. В этих коробочках находится губная гармошка (я принял её за перочинный ножик), какая-то слизская водоросль, закрученная макаронина. В другой похожей было всего две коробки "лёгкая" и "сложная". Я выбрал "сложную" я нащупал внутри плод киви.
А эта та фотография, что участвовала в моей осенней угадайке - этап по поиску сокровищ. Среди этих шариков на полу разбросаны мелкие мячики и за ограниченное время нужно найти как можно больше. Ребята молодцы, столько шариков надули!
Этап с ответами "да-нет". Весьма сложно было подобрать для меня вопросы, например про популярную тут среди молодёжи музыкальную группу AKB48 я ничего не знаю. В результате меня спросили про летающего дракона и про командора Перри.
Этап "делай, как я, но наоборот". Нужно следить за пальцем в поворачивать голову в другую сторону. А на четвёртой фотографии бой вчетвером Покемонами на игровой приставке - тоже этап конкурса. Я сражался за Пикачу, сперва набрал больше всех, но потом меня жёстко уделали -_- )
Кафе. Их было довольно много с разными меню. В одних подавали пончики, в других такояки...
Побывал я и в доме с приведениями, вот эти девушки - зазывалы. На тебя одевают тёмные очки, говорят не оборачиваться, ты идешь по лабиринту из парт, коробок и газет, а вокруг шумят, выскакивают пауки на верёвочках, чьи-то руки хватают за ноги - забавно. А на втором этаже ученики средней школы демонстрировали химические опыты. Очень классно сделали. Например, если капать одну жидкость в другую она застывает вот такими каплями. Или готовили тягучее цветную слизь - сурайму. Эти опыты мне напомнили чудесные эксперименты Сумасшедшего Профессора Николя.
Юные биологи. Парень справа очень серьёзно и обстоятельно рассказывал мне о экспонатах в кабинете. Сперва мы готовили лист растения - погрузив в воду, щёткой счищали верхний слой до проявления структуры листа. Затем, лист вытащили, высушили, положили на картонку и заклеили сверху скотчем. После чего парень провел меня по живому уголку - в аквариумах жили раки, угорь, морская звезда, различные рыбы. Затем в микроскопы разглядывали панцири жуков и крыло бабочки.
Физики. Помимо выступления роботов разных конструкций, там были сносящие мозг конструкции, как показывают в мультиках. Шарик катится, по пути сбивает пружину, та приводит в действие другой механизм и за этим следует целая цепь событий.
Баталии клубов Го и Сёги. Хотелось поиграть в Го, но решил, что лучше гулять, а не сидеть на месте. Благо, на Аобадае у нас есть свой Го-клуб.
Стрелковые состязания - я выбил 9-7-7-7-7. Стреляют, правда, не пулей, а лазерным лучём. Здесь тоже были призы, но уже без входной платы. Кстати, и очередь шла минут 15ть, но в остальных случаях очереди проходили за пяток минут.
А на школьном дворе выступали девчачьи команды по... как это называется? А другие девчонки были в болельщицах. Вообще, столь любимых многими, японских школьниц было хоть ковшом вычерпывай. Просто рай. Однако, я специально не пошёл на фестиваль в чисто женскую школу, чтобы получить полное представление о происходящем.
Замечательно мероприятие, удивительная притягивающая атмосфера. Жаль, что в наших школах нет не студенческих советов, ни выборов их президентов, ни таких открытых школьных фестивалей. И кружков у нас стало очень мало, хотя даже 80-х я не припоминаю массовости. А ведь это отличная занятость ребят, куда лучшая чем просиживание за компами или тусы в подъездах. Однако я рад, что мне выдалась такая возможность прикоснуться к этому удивительному и чарующему миру. До следующих фестивалей!
Новая экранизация Saki 8 апреля стартует, жду, посмотрим что получиться, предварительно рисовка не моя, мне старый стиль больше нравился, да и герои перерисованы